Дошкольник - ребенок, играя, пробует себя в различных профессиональных ролях, познает их смысл, решает, нравятся они ему или нет.
Какие же профессии нравятся нынешним дошкольникам?
Дети о профессии родителей
Больше половины дошкольников имеют представление о профессии своих родителей. При этом некоторые точно знают, кем работают их мама и папа.
- Мама работает в саду, а папа на заводе.
- Мама - пианисткой, а папа инженером.
- Они оба, мама и папа, врачи. И не медсестры, нет, именно врачи. А врачи главнее медсестер и они могут ими распоряжаться.
- Папа на шоколадной фабрике, а мама бухгалтером.
Есть дети, которые не очень точно знают, кем работают и что делают на работе их родители:
- Они просто работают. Они вон там - видите такой маленький домик? Вот в этом доме они работают.
- Мама - никем. Мама работает домохозяйкой. Папа работает и даже вечером ходит на какое-то занятие, гимнастику что ли.
- Они только на работу, и всё, нигде не работают.
Немало детей (больше трети) вообще ничего не знают о работе своих родителей:
- Не знаю, еще не ходила.
- Мама? Она не говорила. Папа тоже не говорил.
Дошкольники о своей будущей профессии
Большая часть дошкольников знают, кем они хотят стать, когда вырастут, называют самые разные профессии.
Во-первых, это «обычные» профессии, такие как врач, детский доктор, повар, продавец, воспитатель в детском саду, учитель, водитель, милиционер, строитель, парикмахер, работник кафе и даже «директор по маркетингу».
Во-вторых, творческие профессии:
- Художником. Я очень хорошо рисую. Я дома красивые рисунки рисую.
- Наверно, дирижером
- Художницей или певицей.
- Я либо хочу шить, либо петь.
- Я хочу быть танцовщицей. Ну, я хотела стать еще гимнасткой.
- Я хочу стать стилистом. Что делают стилисты? Они прически делают.
- Писателем хочу стать.
В-третьих, дети выбирают профессии из мира спорта (видимо, понимая, что спорт у нас уже не любительский):
- Я хочу стать гимнасткой. Я умею даже на игрушечном домике с одной ногой стоять.
- Гонщиком. - Что делает гонщик? - На гонках гоняет. - Почему тебе нравится такая работа? - Потому что можно ускоряться быстро.
- Футболистом.
- Сифронисткой. (Синхронисткой). - Почему? - Потому что меня уже отдали туда. Только в бассейне еще не плаваю.
- Спортсменкой там.
В-четвертых, дети называли не очень распространенные профессии:
- Я мечтала, конечно, водить лошадей. - А почему? - Можно, например, когда нету людей, покататься на них.
- Работать в зоопарке. Охранником для животных. - От кого охранять? - От воров.
- Знаете, кем я хочу стать?- Кем? - Капитаном и строителем. Я стану капитаном. Когда построю Титаник целый. И вообще надо построить Титаник из железа. - Это надо такой Титаник построить, чтобы он в айсберг не врезался? - Да нет. Ни в этом случае. Все равно Титаник идет… и повернуть куда-то он не может. Просто врезаться. - Ну, надо чтобы он не затонул? - А вы знаете, почему Титаник затонул? Потому что случилась паника, и он был очень близко и был… скорость очень быстрая.
- Ну, в зоопарке... Продавать шарики. Там мой дедушка работает.
Для мальчиков привлекательна профессия полицейского и военного:
- Полицейским. Чтобы ловить воров.
- Ну, в полиции хочу работать.
- В армии буду.
Некоторые из них выбирают эти профессии, ориентируясь на отца:
- Почему ты хочешь стать полицейским? - Потому что хочу быть так же, как и папа.
Но и другие профессии дети иногда называют в качестве приоритетных, потому что это профессии их родителей:
- Ммм... водителем, как папа.
- Медсестрой, как мама, потому что там делать уколы… Мама делает там. Потому что лечит она.
- Хотела бы работать врачом. Ну я… потому что я хочу, потому что хочу, как мама делать. Хочу этому научиться.
Некоторые дети называют несколько профессий. Мальчик может сказать, что хотел бы работать «в полиции, президентом и военным», а другой хочет стать палеонтологом, изучать динозавров, но еще хотел бы стать поваром или летчиком.
Однако не все дети в этом возрасте определились со своей будущей профессией:
- Я пока не знаю. Я думаю пока.
- Кем-нибудь.
Причины, по которым дошкольники выбирают те или иные профессии, очень разные. Так, один хочет быть полицейским, потому что это «трудная работа», а другой именно по этой причине не хочет быть полицейским («слишком сложно»). Один мальчик хочет стать строителем, потом что ему «нравится дома строить», а другой не хочет, потому что строить не любит. Кто-то хочет стать доктором, потому что там можно другим уколы делать, кто-то потому, что тогда ему самому не будут делать уколы, а кто-то не хочет быть врачом, потому что «боится уколов».
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.
Подготовила педагог-психолог Шульга С.А.