Адаптация бывает разная

Скоро ваш малыш пойдет в ясли. Это вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что из­менение социальной среды сказывается и на психическом, и на фи­зическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые перехо­дят из достаточно замкнутого семейного миpа в  мир широких соци­альных контактов. Если 3-летний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, способен общаться с широким кругом взрослых, то ребенок младенческою и раннего возраста ме­нее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним. Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Ребенок в раннем детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и даже срывам.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к измене­нию эмоционального состояния малыша. Для адаптационного пе­риода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоцио­нальному контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отка­зывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие ска­зывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает пла­кать. Разлука с отцом или матерью протекает подчас очень бурно, экзальтированно, ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние нарушает реактивность организма ребенка. И малыш, попадая в ок­ружение сверстников и подвергаясь инфицированию чуждой ви­русной флорой, начинает часто болеть.

Медики и психологи различают три степени адаптации к дет­скому учреждению: легкую, среднюю и тяжелую. Основные показа­тели степени ее тяжести — сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний, проявления невротических реакций.

При легкой адаптации у ребенка в течение месяца нормализует­ся поведение по всем основным показателям, он спокойно и радост­но отправляется в ясли. Аппетит у малыша снижается, но ненамно­го, и к концу 1-й недели становится прежним. Сон налаживается и течет к-1 2 недель. К концу месяца у него восстанавливается речь, он снова с удовольствием играет, интересуется окружающим миром. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и через 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Как видите, страх неизбежной тяжелой адаптации далеко не всегда бы­вает оправдан. Есть дети, которые достаточно легко и быстро привыкают к яслям.

Во время адаптации средин"! ТЯЖ61 ГИ нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и ап­петит восстанавливаются только через 20 40 дней, настроение неус­тойчиво в течение месяца. Значительно снижается активность ма­лыша: он становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Такие изменения сохраняются до полутора  месяцев. Отчетливо заметны сдвиги в деятельности вегетативной нервной системы: может нарушиться стул, родители обращают внимание на бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки ма­лыша, нередко усиливаются проявления аллергодерматоза. Особен­но выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. В од­них случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболе­вание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организ­ма подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это неблаго­приятно сказывается на физическом и психическом развитии малы­ша. При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекват­ное поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, ребенок упорно отказывается от еды. При попытке его на­кормить начинается невротическая рвота. Малыш плохо засыпа­ет, вскрикивает и плачет во сне, спит чутко и недолго, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним. Постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек — нам, взрослым, трудно осознать меру его страданий. Ребенок, бурно выражающим свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол в слезах, неудобен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему — к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Апатия малыша — типичное проявление детской депрес­сии. Страдает общее состояние организма: ребенок теряет в массе тела, становится беззащитным перед инфекциями, возникают при­знаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, ребенок начинает отставать в речи, развитии игры и общении на 1-2 квартала. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.

Понятно, это очень высокая цена за привыкание к яслям.

Почему дети по-разному адаптируются к детским яслям

Установлен ряд фактором, по которым можно определить, на­сколько успешно ребенок справится с предстоящими ему измене­ниями в образе жизни. Прежде всего большое значение имеет со­стояние его здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш лучше адаптируется к яслям.

Другим фактором является возраст малыша, в котором он поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к родным. Можно предполагать, что ребенок легче привыкает к условиям детских яслей в возрасте до 9-10 месяцев и после полугора лет, в интервале же между этими сроками разлука с матерью  переносится особенно болезненно.

Немаловажную роль в привыкании ребенка к яслям играют и осо­бенности его врожденного темперамента. Это общий уровень актив­ности ребенка, от которого зависит то, как он будет вести себя в новой среде — активно исследовать ее или пассивно принимать ее воздейст­вие. Реакция на приближение и удаление, определяющая отношение ребенка к появлению новых (посторонних взрослых, необычных иг­рушек, непривычной еды) и исчезновению знакомых объектов. При­способляемость — скорость и легкость, с которыми ребенок изменяет свое поведение при перемене окружающей обстановки. Выражен­ность эмоций и настроения. Настроение, которое отражает общее от­ношение ребенка к миру (хорошо известно, что есть дети по природе жизнерадостные, веселые, открытые, а есть — крикливые, капризные, всем недовольные и недружелюбные). Перечисленные особенности во многом определяют, трудным или легким будет привыкание малы­ша к яслям. Очевидно, что пассивный, боязливый, нерасположенный к миру ребенок будет испытывать большие трудности в адаптации, чем его веселый, любознательный, активный и доброжелательный сверстник. Вместе с тем сказанное вовсе не означает, что описанные особенности темперамента фатальны для таких детей. Любящие, вни­мательные и терпеливые родители могут во многом скорректировать сложности их вхождения в новую обстановку.

На адаптацию ребенка к яслям влияет также сформированность  у него предметной деятельности и общения с окружающими. Об этой проблеме мы подробно писали выше, но сейчас обсудим еще один ее аспект.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Лег­че всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушкой. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются па предложение воспитатель­ницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это привычное занятие. У таких малышей хорошо сформировано и об­щение с разными взрослыми. Если возникает затруднение, малыши упорно ищут выход из сложной ситуации и, не стесняясь, обраща­ются за помощью к воспитателю или няне. Они любят вместе со взрослыми решать предметные задачки: собирать пирамидку, конст­руктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он  владеет необходимы­ми для этого средствами.

И напротив, дети, которые плохо привыкают к детскому учрежде­нию, чаще всего общаются дома со взрослыми на эмоциональном уровне. Близкие с такими детьми играют мало, а если и играют, то не слишком поощряют их инициативу. Этим малышам трудно сосредо­точиться на игре, любая трудность расстраивает их деятельность, вы­зывает капризы и слезы. Они редко обращаются к взрослым, предпо­читая проводить время у них на коленях. В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, дети чувствуют себя неуютно и одиноко. Они способны в основном к манипуляциям иг­рушками, предпочитают играть одни, малоинициативны и не любо­знательны. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодейст­вие со взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными людьми. В результате малыш накапливает опыт не­удач и становится робким, неуверенным в себе. Таким образом, при­чиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассо­гласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для кото­рой необходимо сотрудничество со взрослыми.

Большое влияние на адаптацию оказывает и отношение детей к ровесникам. Одни дети сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием наблюдают за ними, играют рядом, обмениваются игрушками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода

Чтобы избежать неприятностей, ребенка нужно готовить к яслям задолго до поступления в них. И здесь неважно, будете ли вы отдавать его в детское учреждение. Все его воспитание должно таким, чтобы возможный переход к новым условиям жизни впоследствии протекал естественно. На вопрос о том, как готовить малы ша к поступлению в ясли, отвечает весь наш предыдущий рассказ,

Как помочь ребенку адаптироваться к яслям

Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу.

Хорошо, если вы заранее познакомитесь с будущим воспитате­лем ребенка, поговорите с ним о своем малыше. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателем се­мьи ребенка, знакомство с ним в привычных для него условиях. Ес­ли такое посещение по каким-либо причинам невозможно, родители сами могут прийти с ребенком в ясли, побывать с ним в группе, на детской площадке. И не раз! Тогда ребенок будет меньше пугать­ся непривычной обстановки.

Желательно, чтобы в первые дни малыш брал с собой в ясли лю­бимую игрушку. Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение 1-й недели это не более .4 часов в день. Если ребенок болезненно реагирует на расставание с вами, то, если это возможно, побудьте первые дни в   группе вместе с ним.. Вы можете поиграть с малышами, помочь воспитателю погулять с детьми, покормить их. Ненадолго выходите из группы, предупредив ребенка, что скоро вернетесь: это поможет ему постепенно отвыкнуть от  вашего постоянного присутствия.

Увеличивать прем и пребывания в новом коллективе можно толь­ко при хорошем эмоциональном состоянии ребенка. Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приемы ухо­да за ним, даже сел и они противоречат установкам воспитателя: убе­дите его покачать малыша перед сном, дать пустышку, если ребенок к этому привык. Требования дисциплины не должны противоречить индивидуальному подходу к каждому ребенку. Воспитатель ни в ко­ем случае не должен насильно заставлять детей делать что-то не так, как они привыкли, поскольку страх, возникающий у них в такой си­туации, значительно осложнит их привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особенно остро нуждаются в чувстве защищенности, эмоциональном комфорте.

В первые дни после поступления ребенка в ясли не следует про­водить неприятных для него процедур. Если он не любит, когда его стригут, сделайте это заранее или подождите, пока он придет в уравновешенное состояние.

Особое внимание нужно уделить здоровью малыша. Как правило, дети, впервые поступающие в ясли, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому желательно, чтобы с 4-го по 10-й день родители оставляли ребенка дома. Лучше предупредить за­болевание — прогнозировать его тяжесть и возможные последствия трудно. Легкое покраснение зева, небольшой насморк являются про­тивопоказанием к посещению яслей. Подержите ребенка дома 3-4 дня на щадящем режиме. Дети, у которых наблюдаются проявле­ния эмоционального стресса, нуждаются в консультации психонев­ролога. Особое внимание обратите на организацию полноценного от­дыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домом, принимать у себя друзей. Малыш в этом период чересчур пе­регружен впечатлениями, нужно щадить его нервную систему.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 54 гостя и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №49» муниципального образования города Братска, 2012-2024