Иная информация

Методические и иные разработки

Правовой раздел

Логопеды, дефектолог

Учитель-логопед:
Смирнова Инга Николаевна

Учитель-дефектолог:
Ковба Ольга Леонидовна

График работы:

Понедельник

900 - 1300

Вторник

1400 – 1800  
(консультации для родителей)

Среда

900 - 1300

Четверг

900 - 1300 

Пятница

900 - 1300

 

График работы:

Понедельник

900 - 1800

Вторник

900 - 1800

Среда

900 - 1800

Четверг

900 – 1800 
(консультации для родителей)

Пятница

900 - 1800

Обеденный перерыв: 13.00 – 14.00

Учитель-логопед:
Новокрещенных Ольга Яковлевна

 Учитель-дефектолог:
Авдеева Елена Александровна
 Авдеева Е

График работы:

Понедельник

900 - 1300

Вторник

900 - 1300

Среда

1400 – 1800  
(консультации для родителей)

Четверг

900 - 1300 

Пятница

900 - 1300

График работы:

 Понедельник                9.00 – 13.00

Вторник                        9.00 – 13.00

Среда                            9.00 – 13.00

Четверг                        14.00 – 18.00

                      (консультации для родителей)

Пятница                        9.00 – 13.00

 

Консультации для родителей:

В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую бук­ву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей.Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву.Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист.Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв ­чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д.Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.   Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

  • раскрашивание буквы, штриховка;
  • лепка ребенком буквы из пластилина;
  • вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым;
  • «написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе;
  • сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.;
  • обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
  • выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
  • обводка ребенком букв, написанных взрослым;
  • письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Подготовила: учитель-логопед Смирнова И.Н.

Логопед отвечает на вопросы родителей. В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года.Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи.Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?».Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье.Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше. Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект.В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.Как попасть на занятия к логопеду?Если вы решили обратиться к логопеду, то лучше всего подойти заранее и договориться о встрече, а потом прийти на консультацию. В нашем детском саду каждый год проводится обследование детей всех групп с целью своевременного выявления речевых нарушений. В случае выявления таких нарушений логопед направляет ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) для уточнения диагноза и определения в логопедическую группу детского сада. В дальнейшем с нового учебного года занятия с детьми проводятся в специализированных группах. Комплектование групп обычно проходит с январь по апрель, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 3 года. Логопед проводит с детьми занятия индивидуально, фронтально со всей группой и по подгруппам.Дети с несложными нарушениями речи направляются к логопеду детской поликлиники. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.Чем занимается логопед?Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте. Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (ФНР или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками.Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.Станет ли мой ребёнок «как все»?Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в неменьшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.                                    Подготовила: учитель-логопед Смирнова И.Н.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А.Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка).
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;
  • членить слова на слоги (части) ;
  • различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
  • самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
  • драматизировать небольшие произведения;
  • уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
  • иметь представления о сезонных явлениях природы;
  • знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Основная задача родителей в данный период времени проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Желаем успехов!

Подготовила консультацию

учитель-логопед Смирнова И.Н.

Вкусные логопедические игры

         Предлагаем веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

  1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
  2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
  3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
  4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
  5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
  6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
  7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
  8.  Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в «чашке».
  9.  Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

Подготовила консультацию

учитель- логопед:

Новокрещенных О.Я.

image001

Проблемы раннего обучения чтению

Если Вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, наша консультация ‒ лучший помощник в этом деле. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам, методическим указаниям и примечаниям.СОВЕТ ПЕРВЫЙ: приступайте к обучению чтению только в  том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если  же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда).СОВЕТ ВТОРОЙ: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!СОВЕТ ТРЕТИЙ: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ или рэ или эр и т.п.СОВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ: на первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком.СОВЕТ ПЯТЫЙ: имейте дома набор букв магнитной или раз резной азбуки.СОВЕТ ШЕСТОЙ: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

Желаем вам успеха!

Подготовила консультацию

учитель-логопед Новокрещенных О.Я.

Развиваем речь. 

  • За покупками. Вместе с ребенком обсудите, что вам нужно купить в магазине. Перечислите известные ему продукты и попросите его помочь все это купить. Ответственность и ощущение своей важности вдохновят его. В магазине не забывайте описывать продукты, которые кладете в тележку.
  • Пение.  Сочиняйте простые незатейливые песенки, которые могут описывать то, что вы делаете или собираетесь сделать. Мы помылись, причесались, мы оделись, наигрались, а теперь пора поспать 1,2,3,4,5. Весело бежим в кровать. Подобные игры не только развивают языковые навыки, но и подготавливают ребенка к тому или иному процессу.
  • Чтение. Один из самых лучших способов развития речи – это чтение и разучивание наизусть стихотворений. Просите малыша  описывать картинки в книжках, покажите, как это делается на собственном примере.  Необходимо  заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Читайте перед сном. Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.

 

Подготовила консультацию

учитель-логопед Смирнова И.Н. 

Ребенок, поступающий в школу должен: 

  • Правильно произносить все звуки родного языка;
  • Различать и называть слова с определенным звуком;
  • Уметь определять место звука в слове (начало – середина – конец);
  • Делить слова на слоги;
  • Составлять слова из слогов;
  • Иметь представление о предложении;
  • Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • Подбирать синонимы, антонимы;
  • Использовать разные способы образования слов;
  • Пересказывать сказки и рассказы;
  • Составлять рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок, тематические рассказы.

        

Подготовила консультацию

учитель-логопед Смирнова И.Н.

Консультация для родителей «Как читать вслух?»

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:

  • Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крышка для кукольного домика, не повозка, которую можно возить по комнате, не альбом для раскрашивания… Приучайте детей аккуратно и бережно обращаться с книгой. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания или прочтения убирайте книгу на место.
  • Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.
  • Играйте голосом: читайте, то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.
  • Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребенку на ночь, следите за тем, чтобы у истории был счастливый конец.
  • Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.
  • Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.
  • С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Регулярно ходите с ребенком в книжный магазин или библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, скотч, ножницы. Найдите время и помогите ребенку чинить книги. 

Подготовила консультацию

учитель-логопед Новокрещенных О.Я.

Логопед – или самостоятельные занятия?

Ваша первая консультация.

  • Заметив речевые трудности у своего малыша, родители часто не торопятся посетить необходимых специалистов. Что может быть проще – консультация, логопед и вы уже с помощником. Теперь свои трудности, разделяете с квалифицированным специалистом.
  • Но родители не всегда выбирают этот путь. Начинается хождение к экстрасенсам, бабкам, в лучшем случае закупается специальная литература и доморощенные «логопеды» в виде мамы и папы начинают муштру своего чада. Хорошо если смогли выбрать адаптированную к обывателям литературу и смогли в ней разобраться. Хотя даже в этих случаях можно говорить только о стимулировании речевой деятельности, а вот о профессиональной коррекции дефектов – вряд ли.
  • В профессиональной логопедии существует определенный порядок очередности постановки тех – или иных звуков. То есть работа над звукопроизношением идет не в хаотичном порядке, а в таком, как этого требует наука.

Не теряйте драгоценное время!!!


Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?

  • Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
  • Иногда ребенок не может поставить губы и язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции, а потом собираем из них чистый (правильный) звук.
  • Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них есть упражнения на переключения.
  • Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить.
  • Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно.

В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают. 

Без терпенья нет ученья

Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:

  • Изучение иностранных языков.

Норма в чужом языке может быть дефектом в своем (межзубное про­изношение свистящих звуков - норма для английского языка, грасси­рующее «р» - норма во французском, вибрация всей нёбной занавес­ки — норма в немецком, но все это будут дефекты для русского языка). И тогда логопед будет ставить новый звук, правильный для русского язы­ка, а учитель — закреплять старый (дефектный для нас), что провоцирует столкновение психических процессов. Последствия этого могут быть раз­ными, но хорошими — никогда (заикание, энурез, тики и т.п.).

  • Обучение чтению.

Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это де­фектное произношение с буквой, то когда он научится говорить правиль­ный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук — буква». Для формиро­вания рефлекса нужно было около двадцати повторений. А для разруше­ния старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше.

Речевые игры дома

Игра в пиццу

Цель: Развитие словарного запаса      и творческого мышления, восприятия.

Ход: Взрослый называет существительное, например, пицца, и просит ребенка назвать разные слова, которые опишут пиццу. При затруднениях ребенка можно задать вопросы типа: «Какую она имеет форму? Что в пицце кладут сверху?  и т.п

Бинокль

Цель: Развитие речевых навыков, зрительного гнозиса.

Ход: Партнеры усаживаются лицом друг к другу. Ребенок с помощью рук изображает бинокль и описывает своего напарника, при этом концентрируясь на конкретных деталях. Например, «Во что одет твой напарник?», «Какого цвета у него одежда?» и т.д.

Что ты делал перед тем?

Цель: Обучение понятию времени.

Ход: Взрослый задает ребенку вопросы типа: «Что ты делал перед тем, как сегодня утром проснулся? Что ты делал перед тем, как пошел в детский сад?»  и т.д.

В универсаме

Цель: Развитие речевых навыков, творческого мышления, навыков упорядочивания, зрительного восприятия.

Ход: Обсудите с ребенком порядок, в котором вы совершаете действия в универсаме. Сначала вы открываете дверь, затем вы берете корзину или тележку. Позвольте детям самим решать, что положить в корзину. Здесь наверняка будут иметь место много дискуссий и, вероятно, кое-какие противоречия. Как только ребенок заполнит корзину, поговорите с ним о том, что надо встать в очередь к кассиру, затем переложить покупки в свои сумки.

Песенка про посещение магазина

Цель:    Обучение распознаванию начальных звуков в словах.

Ход: Ребенок должен назвать три слова, которые начинаются с одного и того же звука (буквы). Эта песня поется на мотив какой-нибудь песенки или просто скандируется: - Мы пошли по магазинам, мы пошли по магазинам, и в витрине увидали…(например, карандаш, коляску, картину;  перец, пирожное, пиццу; свечу, саблю, солдатика).

Перепутаница

Цель: Формирование слоговой структуры слова, буквенного гнозиса.

Ход: Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, как перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: Босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги), баколса (колбаса), ленваки (валенки), зингама (магазин)  и др.

Угадай, какая буква?

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает взрослый. Например : «Эта буква имеет три элемента: полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал весит на ней слева, а палочка средней величины, словно поддерживает полуовал. Какая это буква? (Я)

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

  • Все занятия должны строиться по правилам игры!
  • Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
  • Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!
  • Знакомьте ребенка с детской литературой!
  • Пользуйтесь наглядным материалом!
  • Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
  • Не употребляйте слово «неправильно»!

Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, поэтому, организуя времяпрепровождение малыша, родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся детей научить! Как можно раньше научиться читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая! В семь лет на первый план выходит учебный процесс, но дети самоотверженно – в той  или иной форме – продолжают играть до 9-10 лет!

Единственный язык, который легко дается детям, - это язык ИГРЫ. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.

Для современных детей и родителей особенно актуальны игры один на один со взрослым, которые можно организовывать мимоходом, т.е. по дороге из детского сада, в очереди в поликлинике, в машине и т.д.

Именно через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Игра является мостиком, который соединяет ребенка и взрослых, позволяет им разговаривать на одном – общем - языке!

Для чего нужны занятия с логопедом? 

  • Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
  • Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
  • Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.
  • Речь является элементом социальной адаптации.
  • Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
  • Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.
  • У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
  • Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.
  • Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

 

  

Что нужно делать, чтобы развить мышцы речевого аппарата?

 

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты).
  • Жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс).
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка.
  • Чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса.
  • Полоскать рот.
  • Жевать боковыми зубами.
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (соленые).
  • Лизать эскимо.

 

 

Как тренировать дыхание? 

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом.
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь).
  • Надувать воздушные шарики.
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.
  • Учиться плавать, выдыхая воду; нырять.
  • Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках.
  • Дуть на детские флюгера.

 

Что делать летом тем, кто уходит в школу? 

Школа не будет в тягость, если летом вы постараетесь:

  • Не пугать ребенка школой, а хвалить за каждый успех.
  • Следить за звуками, которые раньше были нарушены.
  • Иногда повторять то, что ребенок знает.
  • Просить ребенка пересказать то, что вы ему прочитали.
  • Давать штриховать, писать печатными буквами.
  • Учить с ребенком стихи.
  • Считать в доступных ему пределах.
  • Развивать память.
  • Тренировать внимание.
  • Закалять ребенка.

 

О заданиях в детском саду 

  • Конечно, детский сад – не школа, и строгой системы домашних заданий тут быть не может. Но есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребенка об окружающей жизни. Причем сами вопросы подобраны с учетом возрастных возможностей ребенка и тех знаний, которые он должен был усвоить в детском саду.
  • Совокупность таких вопросов по какой-либо теме мы и будем называть заданием.
  • Конечно, эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушные родители, т.е. родители, которые хотят:
    • знать, что изучает ребенок в детском саду;
    • помочь ему или проверить его;
    • наверстать пропущенное по болезни;
    • помочь ребенку закрепить пройденное;
    • понять неусвоенное год-два назад;
    • подготовить ребенка к школе.
  • Помните: ребенку нужна ваша помощь, а не выполнение задания за него!
  • Задания могут быть для всей группы (или возрастной группы) и конкретно для вашего ребенка – чаще всего на закрепление поставленных звуков.

 

Логопед рекомендует 

Музыка – воспитывает чувство ритма.Пение (особенно хоровое) – ставит длительный выдох.Танцы – формируют чувство ритма.Для общего развития очень полезно:

  • читать ребенку и беседовать с ним о прочитанном;
  • посещать музеи, говорить с ребенком об увиденном;
  • водить на детские спектакли и обсуждать героев, их поступки;
  • учить стихи – они развивают память, чувство ритма, интонацию.

   Только не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, - именно это формирует чувство ритма.


Домашняя игротека 

   Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится вокруг вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

  • Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте её любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
  • Увлекательными могут быть игры со слоеным тестом. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
  • Не секрет, что в каждом доме есть старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер.…  Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.
  • Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.