Конечно, не все факты, выделяемые родителями, следует относить к характеристике одаренности. Например, раннее появление зубов (4-5 месяцев), быстрое по сравнению со сверстниками анатомическое развитие так же мало связаны с одаренностью, как величина и вес мозга с умом человека. Это скорее индивидуальные особенности. Важно отметить, что многие одаренные дети начинают говорить поздно. Так что даже такой, казалось бы, немаловажный показатель развития, как начало активного говорения, не позволяет однозначно судить о творческой одаренности. Нередко один и тот же факт родителями и специалистами оценивается по-разному. Например, мама слышит, что ребенок произносит нечто похожее на «ма-ма-ма-ма» или «па-па-па-па» уже в 6 месяцев. «Ой, заговорил!» — радуется мама. На самом же деле при всей схожести со словами лепетные звукосочетания (а именно так определяют их специалисты по развитию детской речи) словами не являются ввиду отсутствия обозначающей функции. Детский лепет — это как бы игра звуками, способствующая развитию голосового, речедвигательного аппарата, речевого слуха ребенка. Как же выбрать из обилия фактов те, которые свидетельствовали бы об одаренности ребенка?
Внешние проявления творчества многообразны. Они выражаются прежде всего в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченности какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием, чтением, счетом и т. д.). Остановимся на этом подробнее.
Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, локомоциями, в частности ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т, е. понимания слов. Следовательно, если малыш довольно рано начинает хорошо ходить, ползать, бегать, легко манипулировать мелкими предметами (ножницами, карандашом, кисточкой, и т. д.), значит, более активно идет ознакомление с окружающим, создаются предпосылки для раннего овладения речью и быстрого развития интеллектуальной сферы.
Раннее овладение речью проявляется в использовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.
Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки и даже книги, решает математические задачи, проводит связи между различными явлениями, событиями; хорошо запоминает факты и события; интересуется социальными и моральными проблемами; долго сохраняет внимание; задает вопросы.
Приведем вопросы анкеты для родителей (разработана М. Паррот). Думаем, что, ответив на вопросы, папы и мамы лучше представят, в какой области ярко проявляются способности ребенка.
- Если сравнить физическую активность вашего ребенка с активностью его сверстников, в чью пользу будет это сравнение?
- В каком возрасте ваш ребенок научился:
- вырезать картинки ножницами —
- раскрашивать рисунки внутри контуров —
- завязывать шнурки -
- писать печатные буквы алфавита -
- писать печатными буквами свое имя и другие слова —
- переписывать или копировать рассказы, стихи —
- называть буквы алфавита (в книгах, на вывесках и т. п.) —
- читать и произносить свое имя по буквам —
- читать отдельные слова —
- читать самые простые детские книжки —
- читать более трудные книги «про себя» —
- считать до 20 —
- выполнять сложение, вычитание
- «в уме» —
- называть время —
- считать деньги —
- запоминать телефонные номера —
- Понимает ли ребенок некоторые вещи, которые являются слишком сложными для его возраста? Например какие?
- Использует ли в своей речи сложные слова, говорит длинными предложениями?
- Можно ли сказать, что ваш ребенок обладает необычайно хорошей памятью?
Довольно часто родители в подтверждение одаренности ребенка приводят такие -факты. «Наша дочка Светочка знает наизусть много детских песенок, стихотворений, сказок, рассказов (далее приводится список) » или «Женя к 4 годам знал названия многих городов, рек, стран и их столиц, знал все марки отечественных машин, названия многих растений, животных, с первого раза запоминал имена и фамилии соседей, знакомых, никогда не путался». Родители таких детей обычно подчеркивают, что особых усилий ни с чьей стороны приложено не было, дети почти с первого раза запоминают рассказанное, прочитанное им и легко воспроизводят в дальнейшем, удивляя взрослых объемом, скоростью усвоения различной информации. Как правило, такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранным языком. В будущем это «хорошисты» и «отличники» в школе, поражающие окружающих энциклопедичностью своих знаний.
Учеными установлено, что до подросткового возраста интеллект главным образом опирается на память. В процессе развития все психические функции (внимание, память, мышление, воля) образуют сложную иерархическую систему, где центральной, ведущей функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Память подростка опирается на мышление: происходит запоминание понятиями, отношениями. У детей, отличающихся хорошей памятью в дошкольном возрасте, переход к понятийному мышлению может начаться раньше, чем у сверстников. Это выражается в стремлении ребенка быть логичным в рассуждениях, в его требованиях доказательств суждений. «Понимание действительности, понимание другого и понимание себя — вот что приносит мышление в понятиях»,— писал известный психолог Л. С. Выготский.
Родителям необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок как можно больше запомнил фактов, событий, названий и т. д. Конечно, приятно ощутить гордость за своего ребенка, когда родственники или знакомые начинают восторгаться не по возрасту умным ребенком, знающим даже то, что они не всегда знают и помнят. Однако важно помнить; и о ребенке, для его развития «куча мала» из фрагментарных знаний куда менее важна (а может быть, и не нужна), чем стремление упорядочить, систематизировать информацию посредством установления причинно-следственных зависимостей, обобщений. Когда малыш удивил вас, рассказав наизусть длинную сказку, которую вы ему вчера прочли в первый раз, обратите внимание на то, что он понял в сказке, сможет ли объяснить причины поступков героев, описать их своими словами.
Ранее мы отмечали, что к проявлениям творческого потенциала относится любознательность ребенка, его исследовательская активность. Обратимся к письмам. Денису 4,5 года. Его мама пишет:
Нас поражает, как быстро он все схватывает, буквально «на лету». Ему все интересно и в книгах, и на прогулке, причем очень часто его внимание приковывают обычные события и предметы, казалось бы, что может быть интересного в том, что мужчина, например, копается в моторе машины, но сын не пройдет мимо, обязательно остановится, начнет расспросы: «Что случилось с машиной? А что делает дядя? Он ее чинит? А почему он смотрит там? А может кончился бензин? А машина поедет потом? А когда он ее сделает? А почему он ее смотрит здесь, а не в гараже? А машина только ^сейчас сломалась? А может быть, машина попала в аварию?» И так до бесконечности, пока не уведу его или не отвлеку внимание чем-то другим. Но когда придем домой, он обязательно расскажет папе или бабушке об увиденном, вспомнит довольно точно мои ответы ему и включить в рассказ вместе 'со своими версиями. Однако иногда его вопросы просто поражают, никогда не подумали бы, что в его возрасте дети могли бы спрашивать, как устроен телевизор или телефон, да еще так дотошно докапываться до самых мелочей. Я не физик, физику знаю только в пределах школьной программы, поэтому сыну я могу ответить только очень поверхностно. Сначала его устраивали мои ответы, но однажды пришел мастер по ремонту телевизора, и тут я услышала, какие вопросы ему стал задавать сын! После этого случая нашему папе пришлось засесть за книги, затем последовал разговор с сыном. Так вот, .Денис, который вообще-то очень подвижный ребенок, просидел как приклеенный около папы в течение часа! Как он все запомнил! Я потом слышала, как он объяснял подробно все игрушечному мишке, играя в мастера, ремонтирующего телевизор. Постепенно интерес к приборам утих, на смену пришло другое... Теперь нам с мужем пришлось вспомнить зоологию, да и географию тоже, но многое мы не просто забыли, а не знали. Если сначала скажешь так, а потом по-другому, сын сразу заметит ошибку. К тому же уже чувствуется характер: настойчивость проявляет, уже свое мнение имеет...
Вероятно, мама могла бы привести еще десятки примеров того, как мальчик активно познает мир. Выделим основное. Первое потребность в познании, просто жажда знаний, порождающая познавательную активность. Ребенок ищет источник информации, задает многочисленные вопросы взрослым, сам пытается объяснить непонятное, опираясь на полученную информацию и собственное воображение. Исследовательская активность завершается приобретением знания, первичным пониманием. Второе: широта интересов, ненасыщаемость познавательной потребности, мальчику интересно буквально все, с получением нового знания стремление узнавать не утихает.
Уважаемые родители! Порадуйтесь успехам ребенка. Он так щедр, так стремится поделиться своими знаниями, своими открытиями. Вам, или бабушке с дедушкой, или 'игрушечному мишке он готов рассказать все, что узнал, что усвоил, но непременно в собственном понимании, он не повторяет, что услышал, а пересказывает так, как понял.
Психологические исследования показывают, что преобладающая у творческого (одаренного) ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном. Именно об этом пишет мама Дениса, удивляясь, что часто внимание мальчика приковывают события и явления довольно обычные с ее точки зрения.
Многочисленные вопросы ребенка, которые вас порой озадачивают, утомляют, есть не что иное как проявление творческого склада ребенка. Вы совершенно правильно поступаете, пытаясь ответить на все вопросы малыша и даже привлекая для этого дополнительную информацию, хотя чтение специальной литературы требует времени и сил. Ваш труд не напрасен, знайте, он всегда с лихвой окупится. Это прекрасно, что сын (или дочь) обращается к вам, значит, в вас он видит необходимого собеседника. Со временем, возможно, произойдет то, к чему вы должны быть готовы, дошкольник уже не сможет оставаться на том уровне знаний, который вы ему можете обеспечить (конечно, при условии того, что вы постараетесь как можно более отдалить это время), но необходимость в собеседнике, который интересуется его занятиями, поддерживает, помогает преодолеть неудачи и радуется успехам, останется. И если таким собеседником будете вы, ребенок не отдалится от вас.
Из приведенного выше письма хорошо видна одна из особенностей дошкольного детства: очень широкий спектр интересов ребенка, а также довольно быстрая их смена. Важно не навязывать своих интересов ребенку, дать ему свободу выбора, поиска. Это не значит: пустить все на самотек. Важно вовремя поддержать, помочь ребенку, но в своей помощи как бы идти за ребенком, а не тащить его, навязывая свое мнение.
Однако довольно часто родителей волнует противоположное: увлеченность ребенка каким-нибудь одним занятием.
Здравствуйте! Наша дочь до трех лет развивалась как все, без каких-либо особых отличий. Девочка послушная, любознательная, добрая. В 3 года мы отдали ее в детский сад. Там она на занятиях научилась лепить из пластилина. И тут все началось. Теперь это ее любимое занятие. Она не играет в обычные игрушки, она их лепит сама из пластилина, и играет в них. Лепит буквально все: людей, зверей, мебель, машины, дома и т. д. У нее уже свой вылепленный зоопарк, магазин, дом. Причем лепить может часами, не отрываясь, даже обедать не дозовешься. Если ей мешают, становится грубой и вредной. Даже не знаем, что делать. Может быть, у нее, правда, талант? Может быть, стоит развивать? Но не сделает ли это ее развитие односторонним? Получается у нее неплохо. У нас в роду этим никто не занимался. Помочь мы ей ничем не можем, потому что не умеем. Может', обратиться к специалистам? Посоветуйте, что делать... Уважаемые родители! Ваш ребенок творит целый мир из пластилина. Из бесформенного кусочка материала умелые руки и богатая фантазия девочки создают удивительные образы людей, животных. Что для нее игрушки из магазина, они чужие, холодные. А в игрушки, вылепленные вашей дочерью, вложен не только труд, но и частичка души, поэтому они для нее живые. И разве можно оторваться (даже если есть хочется), когда у мишки осталось не вылепленным ухо или лапа... Поэтому не стоит сердиться на дочь. Вы же сами написали, что она добрая девочка.
Сейчас трудно говорить о таланте, но ваша идея обратиться к специалистам имеет смысл. Односторонности развития бояться не следует, но если вас это очень беспокоит, попробуйте (очень осторожно!) обратить внимание дочери на другие занятия. Может быть, ее заинтересует рисование конструирование или еще что-либо. Вы не правы, говоря, что не можете ей ничем помочь. Поинтересуйтесь, что ей хочется сделать, подумайте вместе, поговорите о выполненных работах, предложите сделать то, что она еще не пробовала (задача на усложнение деятельности)
В письмах родители отмечают такие увлечения детей, как пение, игра на музыкальных инструментах; сочинение сказок, стихов, песен; разыгрывание ролей; конструирование; игра в шахматы; иностранный язык и т. д. Иногда встречаются сочетания: любит играть в шахматы и играть на фортепиано или проявляет повышенный интерес к математике и иностранному языку.
Родители обязательно отмечают усердие, неутомимость, добросовестность выполнения и главное, занятие с удовольствием без какого-либо принуждения со стороны. На глазах родителей происходят изменения, как им кажется, удивительные, свидетельствующие о безусловной одаренности ребенка в данной области. Маленькая кроха только научилась ходить, а уже чуть ли не бежит к пианино, так радуется, когда белые клавиши начинают звучать, а через некоторое время уже знает, «где мишка ходит», «где зайчик прыгает». И вот уже" сама подыгрывает маме... «Будет пианисткой»,— говорит мама. «Ты просто хочешь видеть то, что тебе хочется,— возражает папа.— Ребенок есть ребенок, ему все интересно, тем более что ты много времени проводишь за, фортепиано, а девочке просто скучно играть в это время одной». «Ты закрываешь глаза на ее талант. А я думаю, что чем скорее начать с ней серьезно заниматься, тем будет лучше. Нужно создать «музыкальную атмосферу», чтобы всегда звучала музыка, лучше если классическая, и все то время, когда ей, как ты говоришь, скучно играть в игрушки, посвятить музыке»,— решительно говорит мама. «А не рано ли?» — с сомнением произносит бабушка.
Как видим, мнения разошлись. Вопрос о ранней специализации, в данном случае о направленном, серьезном обучении ребенка игре на музыкальном инструменте, встал очень остро. Несомненно, занятия родителей оказывают большое влияние на развитие ребенка. Психологи отмечают, что ребенок ищет образец для подражания, сначала он бессознательно, а потом вполне сознательно усваивает особенности поведения взрослых. Мама любит музыку, с удовольствием играет на фортепиано, ребенок видит это и постепенно начинает тянуться к инструменту, ему тоже хочется играть так же, как и мама. Теперь представим, что весь день будет расписан, девочке нужно будет сидеть и слушать музыкальные записи, потом мама будет показывать ей ноты. Взаимная радость сменится взаимной сосредоточенностью, а может быть и взаимным раздражением. Игра превратится в обязанность... И не случится ли так, что маленькая искорка таланта так и потухнет, не разгоревшись?
В детстве многие дети талантливы. Исследователи отмечают, что в творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством. Вспомните, уважаемые взрослые, может быть, и в вас жил в детстве маленький художник, сказочник... а потом шло время, и вы все больше удалялись от мира сказок, собственных творений, теряя его безвозвратно, но в то же время с легкостью и радостью от желанной взрослости. А радость-то была скорее обманной, ведь терялась естественность, терялось что-то свое, неповторимое. А что пришло на смену? Понимание, что они никогда не смогут творить, что это осталось где-то далеко в прошлом... Постепенно складывалось критическое отношение к себе: «В рисовании я ноль» или «Медведь на ухо наступил, слуха никакого».
А теперь представим знакомую многим ситуацию: ребенок пытается рисовать, и взрослый должен ему показать, как это сделать. И вот возвращается детство с солнышком и его лучиками в углу листа, с простенькими цветочками и деревьями на первом плане, а река — просто линия, а тут, пожалуй, и бабочку можно выпустить или какое-нибудь невиданное животное, чем-то смахивающее на собаку и козу одновременно. Взрослому немного смешно, но очень приятно, ведь малыш все понимает в его «творении» и даже помогает: «Это поле? Давай еще зайчика под елку нарисуем». И соглашается, принимает зайчика, несмотря на его явную уродливость.
Уважаемые родители! Наш мир взрослых немного скучен из-за того, что оглядываемся, боимся, хоть и большие, а боимся: а вдруг кто увидит и не поймет или будет смеяться. А ребенок не боится, но очень ждет вашего одобрения. Помните песенку про розового слона? Для нас с вами все слоны серые, а ребенок: «Я то ведь знаю, розовый он!»
Как важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушайте его необдуманным словом или поступком. Ставшие нам, взрослым, привычными и единственно правильными стереотипы не стремитесь навязывать детям. Не думайте, что, повзрослев, ваш малыш будет считать, что в лесу живут и зеленые, и сиреневые, и желтые медведи. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И медведи могут быть разноцветными, потому что в представлении ребенка они очень разные: этот — добрый, этот - злой, этот — забияка, а этот — тихоня. Не нужно сразу пытаться переубедить ребенка; что такой башни не бывает, потому что основание уже верхушки, или что машины с крыльями нигде не встретить, с крыльями только самолеты строят. Попробуйте поговорить с ребенком, похвалите за то, что ему удалось сделать такую удивительную башню. «А ведь у строителей в реальной жизни так не получается. Как ты думаешь, почему? А сможет такая башня долго простоять и не завалиться? А еще уже можно основание сделать?» Похвалите за необычную конструкцию машины: «Она и по земле ездит, и по воздуху летает, лучше ковра-самолета... А твоя машина крыльями машет или нет?» и т. д. Подобные, диалоги с ребенком не только поощряют к дальнейшему творчеству, но и обогащают знаниями, которые малыш не запоминает, а приобретает в результате собственных рассуждений.
Папа 5-летнего Миши пишет:
Сын очень увлечен конструкторами. В 3 года ему показали первый конструктор, с тех пор это его любимая игра, Или дело. Не знаю, что правильней. Он очень серьезен, когда конструирует. Конструкторов разных у него уже больше десятка. Даже те, которые для младшего школьного возраста, освоил. Строит разное, но больше ему нравятся технические модели, хотя их делать, на мой взгляд, сложнее, чем- разные строительные постройки..: Жаль, конечно, что небольшой выбор конструкторов в магазине, иногда ищешь, ищешь, полгорода объедешь, а ничего нового не найдешь. Так сын к этому дефициту уже сам начал приспосабливаться. Либо что-то такое смастерит, что не только в чертежах к конструктору нет, но и мне бы в голову не пришло. Либо возьмет разные части из разных конструкторов и мастерит что-то совсем необычное, то какую-то космическую модель, то подводную лодку. Иногда даже жаль его становится: вижу, сидит, мучается, ничего не выходит. «Давай помогу»,— говорю. А он: «Не надо, я сам». А сам ничего не делает, все сидит, видно, в уме прикидывает, как бы лучше сделать. А потом смотришь, и действительно все сделает. Вообще-то он нормальный парень, никакого особого таланта у него нет, как у всех детей... Но иногда мы с женой думаем, может не давать, ему эти конструкторы, в его ли возрасте так голову ломать».
Итак, мальчик увлечен конструированием.
Делает даже модели, рассчитанные на более старший возраст. Придумывает свои оригинальные конструкции. К любимому занятию относится серьезно, добросовестно.
«Продумывание в уме» будущих конструкций и последующее их исполнение свидетельствует о развитом наглядно-образном мышлении. Не станем делать прогнозов на будущее, но сейчас уже налицо признаки творческой одаренности Миши. Правы родители, что поддерживают и одобряют занятия сына, создавая тем самым условия для развития образного мышления и воображения. Однако остановимся подробнее на позиции родителей. Папа Миши считает его «нормальным» парнем, никакого особого таланта у него нет, как у всех детей. Прав ли папа? С одной стороны, его позиция вполне оправдана. Вспомните, как часто слова «отличающийся», «необычный», «неординарный» заменяются на «ненормальный». К сожалению, это не просто традиция. Идея всеобщего равенства, прекрасная по сути и замыслу, в силу социальных причин в нашем обществе оказалась искаженной до неузнаваемости. Равенство возможностей, равенство прав, равенство способностей... Десятилетия нас убеждали: все дети равны. И этот знак социального равенства исключал, отодвигал в сторону природные задатки.- Различия в способностях детей не брались в расчет. Все мы боимся прослыть «ненормальными». В словаре слово «ненормальный» определяется как отклоняющийся от нормы, от должного. То, что было отличным от нормы, в течение долгих лет искоренялось. В том числе и То, что составляло творческий потенциал страны. В отношении творческой одаренности обычно говорят «способности, возможности, интеллект выше среднего». Но есть и другое отклонение от нормы - умственная отсталость, недоразвитие. Парадокс, но складывается впечатление, что у нас в обществе заботятся (спецучреждения, спецпрограммы, средства из бюджета) только о людях с отклонениями в сторону недоразвития. Конечно, это гуманно, так и должно быть. Но разве те, кто «выше нормы», не достойны столь же гуманного отношения? Разве можно одним словом «ненормальный» объединять тех и других? Безусловно, родители хотят видеть своего ребенка одаренным, но с другой стороны и тревожатся по этому поводу. Пока социальной политикой общества не станет политика поддержки, поощрения творческой одаренности, опасения родителей будут сохраняться. Слишком велика для одаренного ребенка опасность получить ярлык «ненормальности».
Встречаются, две крайности. Одни родители восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявление неординарности, чуть ли не гениальности, и, сами того не подозревая, формируют завышенную самооценку у ребенка. В дальнейшем таким детям приходится очень трудно: малейшая неудача (а ведь они привыкли только к успеху, восхищению окружающих) может привести к кризису, обиде на всех. Другая крайность не. менее опасна: родители не видят «открытий» ребенка или же. стараются не показывать своего интереса к его успехам (иногда, чтобы не избаловать), тем самым, не подозревая того, гасят положительные эмоции, радость у ребенка, а это важное условие творчества.
Иногда недооценка одаренности ребенка связана с тем, что взрослые судят о работах малыша со своих «взрослых» позиций. Его рисунки, очень схематичные и несовершенные по художественному исполнению, принимаются за «детские каракули», сочиненные им детские песенки и сказочки воспринимаются как слабая пародия на настоящие.