Наиболее распространенными патологическими привычкам у детей дошкольного возраста являются такие привычки как: сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм.
Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо понимать природу этих привычек (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям), эти привычки помогают снять ребенку эмоциональное напряжение.
Сосание предметов.
Если ребенок сосет тряпочку в детском саду и дома. Возможно, это связано, что ребенка рано отдали в д\с и она привязалась к этой вещи, в какой то сложной ситуации, произошел перенос чувств на вещь, с которой она стала ощущать себя спокойней, (постарайтесь точно вспомнить, когда ребенок начал сосать тряпочку, в какой ситуации). Посасывая тряпочку, ребенок как бы показывает взрослому, что он испытывает тревогу, беспокойство, что нужна помощь и поддержка в новой ситуации (например: пребывания в саду), говоря о том, что ребенку трудно перейти на следующий этап развития.
Что нужно делать.
- Наполнить жизнь ребенка в д/с, узнать, чем она любит заниматься, во что играть, заинтересовать новыми играми и увлечениями.
- Присмотреться – с кем играет, для того, чтобы помочь обрести настоящего друга.
- Дома родителям необходимо проводить с ребенком как можно больше времени, обязательно разговаривать с ребенком и играть в разнообразные игры и тогда необходимость к тряпочке - выручалочке отпадет.
Что делать нельзя:
- Отбирать любимую вещь, к которой он так привязан. Да же если вы победите, напряжение ребенка только усилиться, и нет гарантии, что не появиться сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.
- Наказывать и стыдить ребенка, за такую привязанность.
- Говорить об этом суррогатном друге, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.
Сосание соски.
Чаще бывает у детей рано оторванных от груди.
Что нужно делать:
- Перестать обсуждать проблему соски
- Переключать внимание ребенка на более интересные занятия, разнообразить жизнь ребенка.
Что делать нельзя:
- Акцентировать внимание ребенка на проблеме соски, обсуждать эту проблему при ребенке.
- Ругать ребенка, за эту привязанность.
Сосание пальца:
Важно знать, что иногда такие приемы, как намазывание горчицей например, может помочь отучить ребенка от сосания пальца, однако следует помнить, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, соски. Сосание – это удовольствие раннего возраста, это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоен и не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания в следствии затрудненности грудного вскармливания.
В случае употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курения, это предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию успокоения.
Что нужно делать:
- Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
- Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о современном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем детстве.
- Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Что делать нельзя:
- Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
- Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
Кусание или грызение ногтей (онихофария).
Часто дети занимающиеся одной патологической привычкой (например: онанизм когда получают наказание, переключаются на другую привычку, например: грызение ногтей).
Из этих двух привычек, которыми занимается ребенок, мастурбация менее инфантильное занятие и преодолевается ребенком легче. А вот грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее очень трудно.
Что нужно делать:
- Необходимо научить ребенка адекватным выходам агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь специальную подушку, например которой он может выражать свои негативные чувства.
- Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.
- Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, которой привычно равен периоду ее протекания.
Онанизм (мастурбация).
Раздражение половых органов руками, раздражение сжатием ног. Трение о различные предметы и.т.д
У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка.
«Мама бьет сына по рукам, когда он трогает себя между ног».
Онанизм – это совершенно естественное действие ребенка и в раннем возрасте является способом знакомства со своим телом, доставляет наслаждение также как еда, игра и.т.д.
И еще ребенку важно знать, о приятных ощущениях в этой части тела. Половые органы недоступные из-за пеленок, памперсов, становятся доступными тогда, когда ребенка начинают приучать к горшку.
Причиной может послужить переезд на новое место (не привычные, неудобные условия, засыпала одна в комнате не в привычной кроватке и обстановке, ссора родителей перед сном и.т.д)
Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний).
Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьезной тревоги у родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не дает им возможности отреагировать адекватными способами свои чувства и переживания. Создание своего, воображаемого мира характерно для единственных, необщительных от природы детей. Чаще онаниз отмечается у девочек предпочитающих мальчишеские игры и ув мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения может послужить активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка нервно-соматически ослабленного. С повышенным уровнем возбудимости.
«Мамам не верит, что ребенку в 4 года может присниться кошмар».
Ребенок плохо посещает д\с, часто более, сама мама считает, что толку ходить в д/с нет. Ребенок во время нахождения в д\с, сидит и дожидается маму, скучает. Воспитатели заметили, что ребенок часто трется половыми органами о большие мягкие игрушки (раскачиваясь из стороны в сторону), рисует страшные рисунки, где герои «Баба яга и волк». Во сне ребенок перерабатывает ту информацию, которую получает днем.
Что нужно делать:
- Необходимо понять, что вызывает напряжение у ребенка, заставляющая получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания).
- Необходимо научить ребенка разнообразными способами получать удовольствие. Нужно составить для себя «Меню удовольствия», чем больше родители вспомнят вместе с ребенком тех приятных дел, которые нравятся ему, тем легче родителям будет разнообразить способы получения удовольствия.
- Нужно отвлекать ребенка более приятными и интересными занятиями, расширив круг интересов общения со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышения чувства тела: купание, обливание, обтирание.
Что делать нельзя:
- Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом внимание к половым органам ребенка. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять ребенка на долго в постели без сна, надевать ребенку тесную одежду.
- Наказывать ребенка за онанизм, тем более бить по рукам. Шлепки способствуют приливу крови к половым органам ребенка.
- Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой и мясной пищи.
ВЫВОД:
В профилактике патологических привычек большое значение имеет нормализация внутрисемейных отношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развития творчества.